ДНЕПР

Презентация бренда всемирно известной петриковской росписи, состоявшаяся на прошлой неделе под предводительством вице-премьера Александра Вилкула, попахивает грандиозной аферой.

Первый визит Александра Вилкула на Днепропетровщину, где он еще недавно был губернатором, как выяснилось, был связан не с его новыми должностными обязанностями, состоящими в контроле за строительством дорог, развитии транспорта или обустройстве ЖКХ и т. д., а с художественными промыслами. Приехав в Днепропетровск, совершивший головокружительный карьерный взлет новоиспеченный вице-премьер презентовал бренд петриковской росписи.

Как известно, этот вид декоративно-прикладного искусства наряду с писанкарством, опошнянской и косовской керамикой, а также другими традиционными ремеслами недавно вошел в перечень объектов нематериального национального культурного наследия, составленный Министерством культуры Украины.

Эту орнаментальную роспись давно по праву считают визитной карточкой края. Декоративную посуду народных мастеров из Петриковки (знаменитой еще и тем, что село выросло из зимовника последнего кошевого атамана Запорожской сечи Петра Калнышевского) традиционно дарят гостям Днепропетровщины, официальным и неофициальным. Петриковская роспись неоднократно выставлялась в экспохоллах США и Западной Европы. Однако достигнутого в связи с этим уровня знаменитости властям региона показалось недостаточно.

В прошлом году тогда еще губернатор области Александр Вилкул высказал мысль, что петриковская роспись наряду с писанкой представляет собой важнейшую имиджевую составляющую Украины, и пообещал, что это уникальное декоративное искусство будет выдвинуто на соискание статуса нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В ответ благодарные петриковцы создали крупнейшую в мире роспись на фундаменте здания длиной 120 м и шириной 80 см в центре своего поселка, и это произведение попало в Книгу рекордов Украины. Посмотреть панно в историческом населенном пункте пригласили дипломатических представителей более 20 стран.

Дальнейшим шагом по продвижению народного промысла стало создание в нынешнем году логотипа «Петриківка» — он представляет собой цветок, написанный характерными полукруглыми мазками. «Это известный всем элемент петриковской росписи — «луковичка». Его гармоничность, уникальность и простота проверена временем. Это исток и начало всех начал», — сообщила на презентации заслуженный мастер народного творчества Украины Людмила Горбуля.

Во время последнего визита в Днепропетровск Александр Вилкул продемонстрировал фарфоровую посуду и часы известной швейцарской торговой марки Tissot с элементами нанесенного на них петриковского орнамента и призвал использовать новый логотип всех мастеров Петриковки. Что ж, настоящее искусство дорогого стоит.

Как сообщили участники пресс-конференции, новый логотип подходит для размещения на любой сувенирной продукции. А презентовавшие его чиновники надеются, что он будет широко применяться. Примечательно, что логотип передается петриковским мастерам бесплатно. Надо только, чтобы сами они (хоть надомники, хоть члены Союза художников Украины) использовали знак, дабы можно было отличить изделия, изготовленные в Петриковке, от работ, созданных «в петриковском стиле» за пределами региона.

Надо полагать, основную часть работы по продвижению бренда возьмет на себя лично вице-премьер Александр Вилкул, заявивший, что, несмотря на новое назначение, не намерен оставлять Петриковку без внимания, и выразивший надежду, что роспись ее мастеров будет способствовать притоку европейских туристов в регион. Для этого в нынешнем году власти Днепропетровской области и польского воеводства Нижняя Силезия собираются провести совместный туристический форум, на котором будут представлены возможности обоих регионов и новые туристические маршруты.

Кроме того, перспективами увеличения выпуска петриковской фирменной продукции и ее продвижения на новые рынки заинтересовались грантодатели, в частности благотворительный фонд «Восточная Европа», созданный фондом «Евразия», который финансируется в том числе правительством США. А это значит, что деньги инвесторов будут потрачены не только на популяризацию и развитие навыков рисования в детских учреждениях области или художественных училищах Днепропетровска и Петриковки, но и на утилитарную задачу — расширение производства сувенирной продукции.

И тут возникает законный вопрос, кто собирается извлечь финансовую выгоду от уникального умения жителей исконного казацкого села? Иначе говоря, кому принадлежит подаренный местной общине логотип, который предлагается тиражировать на изделиях народного промысла?

Хотя днепропетровские чиновники и подчеркивали, что презентовали всего лишь бренд петриковской росписи, который в отличие от товарного знака не имеет юридической силы, продемонстрированный общественности логотип «Петриківка» имеет конкретное визуальное изображение. А по украинскому законодательству регистрацией подобных товарных знаков занимается госпредприятие «Украинский институт промышленной собственности» (УИПС). Оно ежемесячно фиксирует сотни, а то и больше заявок на выдачу патентов, промышленных образцов и торговых марок. Затем рассматривает их, сравнивая с образцами, существующими в Украине, а если надо, то и за рубежом, и производит регистрацию.

Между тем база данных УИПС, актуальная на дату презентации логотипа «Петриківка», показала, что с этим или схожими названиями в Украине связывают разве что минеральную воду и алкогольную настойку. Никакого упоминания о петриковской художественной росписи в базе не содержится.

Это значит, что чиновники как минимум предложили народным мастерам пользоваться незащищенным знаком, регистрацию которого они вряд ли проверили как в Украине, так и за рубежом. Так что даже если подношение и сделано от большой и бескорыстной любви к искусству, то пользователям незащищенной торговой марки оно несет вполне конкретные риски. И главный из них — возможность последующей регистрации «петриковских» торговых марок людьми, которые не имеют никакого отношения к народному творчеству, но желают получать платежи и роялти за сбыт сувенирной продукции в Украине и за ее пределами.

Патентоведы утверждают, что такие случаи сегодня не редкость, и защитить свои промышленные образцы от посягателей очень непросто. Практика показывает, что производители товаров все чаще спорят между собой не за качество конкретного продукта, а за его название или надпись на упаковке.

Так, в прошлом году известное издание Wall Street Journall посвятило статью американской компании ABRO, выпускающей клеи и герметики, осветив ее борьбу против подделок: ABRA, ARBO, ARBA и т. д. на китайском и южноамериканском рынках.

Похожий пример: два года назад российская фабрика «Рот Фронт» (входит в состав холдинга «Объединенные кондитеры») вела громкую судебную тяжбу с липецким «Рошеном» (принадлежит Петру Порошенко) за название «Ласточка-певунья». Ротфронтовцы считали, что оно созвучно с названием их конфет «Ласточка», а этикетка похожа — не отличишь.

Бывают случаи и попроще. Из самых свежих: киевское ООО «СолоМия» по требованию Антимонопольного комитета Украины прекратило обозначать свой фиточай названием «Земляника со сливками» (сливок там не было), переименовав продукт в «Земляничное утро». А тернопольская чулочная фабрика была оштрафована АМКУ за то, что на всех своих изделиях размещала логотип «100 лучших товаров Украины», хотя только один вид продукции фабрики получил эту награду.

ЗаВАЛим образцами?

Специалист компании «Грейдс Патент» Марина Малахова, специализирующейся на услугах по оформлению интеллектуальной собственности, считает, что еще на этапе подготовки к презентации логотипа его авторы должны были подать заявку в УИПС на регистрацию товарного знака хотя бы на территории Украины.

Кроме того, желательно было заказать в УИПС такую услугу, как поиск на соответствие среди аналогичных зарубежных товарных знаков, чтобы избежать пересечений. В этом случае регистрация одного названия в одном классе товаров по ускоренной процедуре обошлась бы заявителю в ожидание в течение 8 месяцев и сумму менее 5 тыс. грн. А предложив к использованию незарегистрированный логотип, чиновники не только проявили собственную некомпетентность, но и подвергли народных мастеров реальной опасности понести материальные и моральные потери.

Одно это показывает, что с пропагандой народных промыслов все не так хорошо, как пытаются представить днепропетровские руководители.

Действительно, существовавшая ранее система объединения народных мастеров, позволявшая выпускать много качественных и недорогих сувениров, рухнула. В 2011 г. в Петриковке была разрушена одна из крупнейших в стране фабрик народных промыслов «Дружба», действовавшая в рамках концерна «Укрхудожпром», — в буквальном смысле. На ней трудилось около 130 квалифицированных художников, не считая подмастерьев.

Однако чиновники постарались умалить значение этого факта. И когда Министерство культуры в прошлом году составляло перечень объектов нематериального культурного наследия Украины, то в него внесли существующее пока только на бумаге районное коммунальное предприятие народных ремесел Петриковщины.

Сейчас крупнейшим представителем петриковской росписи является малое предприятие «Центр народного искусства «Петриковка», в котором трудятся несколько десятков человек, в том числе 25 членов Национального союза художников Украины. Однако это предприятие уже не может обеспечить вал недорогой сувенирной продукции.

Поэтому чиновники все чаще подумывают о коммерциализации народного промысла и постановке на поток продукции с петриковским орнаментом. И их желание популяризировать известное народное искусство в общем-то понятно. Если бы не спешка, с которой региональные власти взялись за продвижение «ничейного» бренда.

Понятно, что массовое производство товаров (посуды, часов и т. д.) с петриковским орнаментом может дать значительно большую прибыль, чем ручная роспись. Сейчас заработок крупнейшей местной артели составляет не более 1 млн. грн. в год. Но чиновникам кажется, что сувениров все равно на всех не хватает.

Вряд ли механическое тиражирование элементов орнамента позволит достичь уровня лучших образцов народного творчества. Более того, если в продаже появится много дешевой продукции, брендированной «под Петриковку», это снизит спрос на аутентичные изделия и обвалит их цену. Кто от этого собирается получить выгоду, мы пока не знаем.

Голосование
-6 : 34+
Уникальные
просмотры
684
Данная статья вышла в выпуске №5 (640) 1 – 7 февраля 2013 г
8656
комментарии powered by Disqus

Останні новини

19:05

Погода на выходных не порадует жителей Днепра

18:03

В Днепропетровском облсовете поделили остатки прошлогоднего бюджета

17:05

В Днепре мужчина подрезал парня ради женского внимания

16:10

В Днепре друзья сожгли товарища на костре

15:50

Определили поликлиники Днепра для запуска электронной очереди

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus